Священномученик Сергий Лебедев (1895-1938): "Ка­ким-то бле­стя­щим, без­оста­но­воч­ным ка­лей­до­ско­пом идет те­перь жизнь не толь­ко в сто­лич­ных цен­трах, но и в про­вин­ци­аль­ных го­ро­дах. Сколь­ко за­хва­ты­ва­ю­щих ин­те­ре­сов! Сколь­ко вы­ста­вок про­мыш­лен­но­сти, ху­до­же­ствен­ных, ис­то­ри­че­ских, раз­ных от­рас­лей тру­да; ка­кие гро­мад­ные го­ри­зон­ты от­кры­ты но­вей­ши­ми при­ме­не­ни­я­ми элек­три­че­ства. Мы слы­шим за ты­ся­чи верст го­во­ря­щих с на­ми лю­дей и вско­ре у те­ле­фон­но­го ап­па­ра­та бу­дем ви­деть их об­ра­зы. По­чти уже за­во­е­ван воз­дух... Сло­вом, как ин­те­рес­на и раз­но­об­раз­на те­перь жизнь. А меж­ду тем сре­ди это­го раз­но­об­ра­зия ка­кое-то об­щее недо­воль­ство, со­зна­ние ка­кой-то сво­ей ни­ще­ты, тос­ка, уны­ние, ску­ка, от­ча­я­ние. По­че­му так? Да по­то­му, что на­ря­ду с про­грес­сом в жиз­ни на­ше­го об­ще­ства на­блю­да­ет­ся пол­ней­шее рав­но­ду­шие к тай­нам и ра­до­стям ве­ры. Рус­ло жиз­ни все бо­лее и бо­лее от­хо­дит от неж­ных, со­гре­ва­ю­щих лу­чей хри­сти­ан­ско­го Солн­ца Прав­ды. И на­у­ка и ис­кус­ство, и го­судар­ствен­ная и об­ще­ствен­ная жизнь со все­ми ее мно­го­раз­лич­ны­ми раз­ветв­ле­ни­я­ми — все это от­кло­ни­лось от осве­жа­ю­щей че­ло­ве­че­ское твор­че­ство бла­го­да­ти Хри­сто­вой. От Бо­га бе­гут. Ис­по­ве­до­вать Его сты­дят­ся. Ди­во ли по­сле это­го, что наш преж­де креп­кий пра­во­слав­но-рус­ский быт со­шел со сво­их ве­ко­вых усто­ев, ослож­нил­ся, обо­га­тил­ся но­вы­ми, враж­деб­ны­ми хри­сти­ан­ско­му ду­ху обы­ча­я­ми и при­выч­ка­ми и по­лу­чил пря­мо-та­ки по­лу­язы­че­ский, бо­го­бор­ный ха­рак­тер?!» «Лю­ди ста­но­вят­ся все бо­лее и бо­лее ра­ба­ми внеш­них усло­вий жиз­ни, непре­рыв­но услож­ня­ю­щих­ся ее форм и со­еди­нен­ной с ни­ми же­сто­кой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние, за вли­я­ние, за власть, борь­бы стра­стей и са­мо­лю­бий, борь­бы все­го ме­лоч­но­го и уз­ко­злоб­но­го... Несо­мнен­но, что раз­дво­е­ние нрав­ствен­ных иде­а­лов хри­сти­ан­ства и хо­да дей­стви­тель­ной жиз­ни пред­став­ля­ет из се­бя нечто пол­ное ве­ли­ких мук и вся­ких пе­чаль­ных зло­клю­че­ний. И при­чи­на все­го это­го за­клю­ча­ет­ся в том, что бла­го­дат­ная си­ла Свя­тых Та­инств, си­ла воз­рож­де­ния Ду­хом Свя­тым пе­ре­ста­ла слу­жить для со­зна­ния совре­мен­но­го че­ло­ве­ка ис­точ­ни­ком его нрав­ствен­ной жиз­ни и де­я­тель­но­сти... Лю­ди по­ла­га­ют­ся на свои есте­ствен­ные си­лы и со­об­ра­же­ния, ду­ма­ют за­ле­чить зло сво­ей жиз­ни са­мо­из­мыш­лен­ны­ми ле­кар­ства­ми и ме­ра­ми. По­нят­но, что из это­го ни­ко­гда и ни­че­го не мо­жет вый­ти на­деж­но доб­ро­го — пе­ред на­ши­ми гла­за­ми неиз­беж­ные по­след­ствия та­ко­го лож­но­го пу­ти — все рас­про­стра­ня­ю­ще­е­ся недо­воль­ство жиз­нью и все уси­ли­ва­ю­щи­е­ся стра­да­ния".